Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация
Войти

Grzegorz Блог На страже Империи. Бронеавтомобили дореволюционной России

Известно, что в Российской Империи накануне Первой Мировой войны не было развитого автомобильного производства. Следовательно, и бронеавтомобили не строились. Одним из первых бронеавтомобилей, испытанных в России был бронеавтомобиль "Шаррон", предложенный офицером русской армии М.А.Накашидзе, построенный на французских предприятиях. К сожалению, в виду недостаточной проходимости на российских дорогах и слабого бронирования (с близкого расстояния броня легко пробивалась винтовочной пулей русской трехлинейки) на вооружение его не приняли. Всего за период с 1905 по 1908 на фирме Charron по заказу российского Военного ведомства по чертежам Накашидзе было построено не менее 13 бронеавтомобилей, часть из которых была доставлена в Россию. В боях Первой мировой войны не применялись.Всего за период с 1905 по 1908 на фирме Charron по заказу российского Военного ведомства по чертежам Накашидзе было построено не менее 13 бронеавтомобилей. В боях Первой мировой войны не применялись.Толчком к развитию бронеавтомобилей в России стала Первая Мировая война и встреча с германскими бронеавтомобилями. Эти защищенные броней и вооруженные пулеметами автомобили прорывались в тыл и наносили ощутимый ущерб. Ответом Российского командования стала массовая закупка за рубежом как автомобилей, так и шасси для их постройки. Заказы у разных фирм и отсутствие единой конструкторской документации для заводов, производящих бронеавтомобили, привели к тому, что в армии были десятки различных типов бронеавтомобилей. Давайте рассмотрим некоторые из них.
Бронеавтомобиль князя Накашидзе
Армиа-Мотор-Лориес. Импортный пулемётный бронеавтомобиль производства фирмы Army Motor Lorries (Великобритания). Русской Императорской армии было поставлено 36 машин. Имея ряд серьёзных конструктивных недостатков, были признаны непригодными для боевого применения и на вооружение армии не поступили. Ограниченно применялись в ходе Гражданской войны.
Армстронг-Уитворт. Импортный пулемётный бронеавтомобиль производства фирмы Armsrtong-Whitworth (Великобритания). Русской Императорской армии было поставлено 40 машин в двух модификациях, подвергшихся в России существенным переработкам. В улучшенном виде бронеавтомобили применялись Русской Императорской армией в ходе Первой мировой войны, а также обеими противоборствующими сторонами в Гражданской войне.
Бронеавтомобиль Вонлярлярского. Пулемётный бронеавтомобиль. Построен по проекту прапорщика Вонлярлярского на базе легкового шасси фирмы Renault (Франция). Отличался большой оригинальностью и конструктивным новаторством, однако в силу высокой сложности изготовления и связанной с этим высокой стоимости не был принят к серийному производству. Опытный образец прошёл официальные испытания, однако сведений о дальнейшей судьбе этой машины нет.
Бронеавтомобиль Ижорского завода. Пулемётный бронеавтомобиль, вариация на тему конструкции «Руссо-Балта тип С». 2 экземпляра этого бронеавтомобиля были построены для 1-й пулемётной роты, в составе которой применялись в ходе Первой мировой войны.
Бронеавтомобиль Кавказской туземной дивизии. Пулемётный бронеавтомобиль, конструктивно подобный «Руссо-Балту тип С». Вопрос о базовом шасси до конца не ясен, вероятнее всего, использовался 1,5-тонный грузовик. Броневик был построен в конце 1914 года и отправился, видимо, на Кавказский фронт. В составе дивизии применялся в боях как минимум до 1916 года.
Ганза-Ллойд. Пулемётный бронеавтомобиль. Разработан штабс-капитаном Былинским на базе легкового автомобиля фирмы Hansa-Lloyd. Единственный экземпляр бронеавтомобиля использовался Русской Императорской армией в боях Первой мировой войны и Красной Армией - в ходе Гражданской войны.
Мгебров-Изотта-Фраскини. Пулемётный бронеавтомобиль. Проект бронировки разработан штабс-капитаном В. А. Мгебровым и является глубокой модернизацией заднеприводного бронеавтомобиля итальянской фирмы Isotta-Fraschini. В проекте активно использовалось расположение бронелистов под рациональными углами наклона. Единственный экземпляр бронеавтомобиля использовался Русской Императорской армией в боях Первой мировой войны и Красной Армией — в ходе Гражданской войны.
Мгебров-Пирс-Арроу. Пулемётный бронеавтомобиль. Создан на базе гоночного автомобиля американской фирмы Pierce-Arrow. Проект бронировки разработан штабс-капитаном В. А. Мгебровым. Как и во всех бронеавтомобилях Мгеброва, в проекте «Мгебров-Пирс-Арроу» широко использовалось расположение бронелистов под рациональными углами наклона. Единственный экземпляр бронеавтомобиля применялся русской армией в ходе Первой мировой войны.
Мгебров-Рено. Пулемётный бронеавтомобиль. Проект бронировки разработан штабс-капитаном В. А. Мгебровым и является глубокой модернизацией заднеприводного бронеавтомобиля французской фирмы Renault. В проекте активно использовалось расположение бронелистов под рациональными углами наклона. Всего было построено 11 экземпляров в двух модификациях. Бронеавтомобили активно применялись Русской Императорской армией в ходе Первой мировой войны, а также обеими противоборствующими сторонами в Гражданской войне в России.
Остин. Импортный пулемётный бронеавтомобиль производства фирмы Austin (Великобритания). Разработан по заказу российского Военного ведомства. Русской Императорской армии было поставлено 168 машин в рамках трёх серий, при этом большая часть автомобилей I серии была полностью перебронирована в России. Составляя основу броневых частей русской армии, бронеавтомобили «Остин» активно применялись Русской Императорской армией в ходе Первой мировой войны, а также обеими противоборствующими сторонами в Гражданской войне в России.
Остин-Кегресс. Полугусеничный пулемётный бронеавтомобиль. Первый русский серийный образец полугусеничной боевой машины. Проект разрабатывался в 1916—1917 годах в Российской империи на основе совмещения бронеавтомобиля «Остин-Путиловец» и гусеничного движителя конструкции А. А. Кегресса. Однако началу массового производства бронеавтомобилей помешали события 1917 года. Постройка машин началась лишь в начале 1919 года. Всего до конца марта 1920 года было построено 12 экземпляров бронеавтомобиля «Остин-Кегресс», применявшихся частями РККА в боях Гражданской и Советско-польской войн.
Остин-Путиловец. Пулемётный бронеавтомобиль. Создан на базе заднеприводных грузовых шасси фирмы Austin (Великобритания) в конце 1916 года, однако производство началось только после Октябрьской революции. Являлся глубокой модернизацией конструкции импортных бронеавтомобилей «Остин». Всего в 1918—1920 годах построено 33 бронеавтомобиля этого типа, использовавшихся РККА в Гражданской войне и войне с Польшей.
Рено. Импортный пулемётный бронеавтомобиль производства фирмы Renault (Франция). Русской Императорской армии было поставлено 40 машин. По причине неполноценного бронирования, использовались в основном во вспомогательных целях, как охранный броневик и в целях сопровождения транспортных частей на марше. Позднее 11 бронеавтомобилей были полностью перебронированы по проекту штабс-капитана В. А. Мгеброва и известны, как «Мгебров-Рено».
Руссо-БалтБратолюбова-Некрасова (тип II). Пулемётный бронеавтомобиль. Проект разработан штабс-капитаном Некрасовым на базе шасси фирмы «Руссо-Балт». Бронеавтомобили строились в мастерских А. А. Братолюбова. Были приняты на вооружение Русской Императорской армии, но в боях Первой мировой войны не применялись, используясь, как учебные. В Гражданской войне применялись частями РККА.
Руссо-Балт тип С. Пулемётный бронеавтомобиль. Является первым серийным бронеавтомобилем, принятым на вооружение войск Российской империи. Разработан в начале с использованием шасси фирмы «Руссо-Балт» для вооружения формировавшейся 1-й АПР. Проект выполнен командиром роты полковником А. Н. Добржанский и инженером-механиком А. Я. Грауэном. Бронеавтомобили составивили костяк 1-й авто-пулемётной роты и активно применялись в её составе в ходе Первой мировой войны. Впоследствии использовались обеими противоборствующими сторонами в ходе Гражданской войны.
Фиат Ижорского завода. Пулемётный бронеавтомобиль. Разработан на базе шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat, производившегося по лицензии в США. Хотя разработка проекта и закупка шасси осуществлялись ещё в 1916 году, массовое производство бронеавтомобилей было развёрнуто лишь после Февральской революции. Всего с 1917 по 1918 год было построено около 80 экземпляров бронеавтомобиля, активно использовавшихся РККА в боях Гражданской войны.
Фиат Омский. Пулемётный бронеавтомобиль Белой армии в Гражданской войне в России 1917—1923 годов. Разработан на базе шасси автомобиля итальянской фирмы Fiat. Было построено около 15 экземпляров данного бронеавтомобиля, применявшегося частями Сибирской армии в боях на Восточном фронте Гражданской войны. После поражения Белого движения на востоке несколько бронеавтомобилей какое-то время использовались вооружёнными силами Дальневосточной Республики.
Шеффилд-Симплекс. Импортный пулемётный бронеавтомобиль производства фирмы Sheffield-Simplex (Великобритания). Русской Императорской армии было поставлено 25 машин. Имея ряд серьёзных конструктивных недостатков, были признаны непригодными для боевого применения и на вооружение армии не поступили. Ограниченно применялись в ходе Гражданской войны.
Джеффери-Поплавко. Пулемётный бронеавтомобиль. Является первым полноприводным бронеавтомобилем, принятым на вооружение войск Российской империи. Создан на базе полноприводного грузового автомобиля Jeffery Quad 4017 производства американской фирмы Thomas B. Jeffery Company по проекту штабс-капитана В. Р. Поплавко. Бронеавтомобили ограниченно применялись частями Русской императорской армии в ходе Первой мировой войны и обеими противоборствующими сторонами в ходе Гражданской войны.
Гарфорд-Путилов. Тяжёлый пушечно-пулемётный бронеавтомобиль Вооружённых сил Российской империи. Разработан в начале Первой мировой войны с использованием шасси американского грузовика фирмы «Garford Motor Truck Co.» Всего за период производства (1915-1916) Путиловским заводом было изготовлено 48 броневиков, активно применявшихся в ходе Первой мировой и Гражданской войн.«Гарфорды» обладали мощным для своего класса и времени вооружением и приемлемым бронированием. Несмотря на достаточно посредственные динамические характеристики, «Гарфорды» были весьма эффективны в бою, отличались надёжностью и добротностью изготовления, что обусловило сравнительно долгий срок их службы.

Комментарии (1)

Интересно! Спасибо!

02.04.2018 18:26:25