Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация
Войти

Рогатые тяжеловесы. Необычные советские троллейвозы

Троллейбусы — обыденное транспортное средство для миллионов россиян и не только. "Рогатые" автобусы привлекают своей плавностью хода и бесшумностью.
Однако, что получится, если эти преимущества пассажирского транспортного средства соединить с грузоподъемностью и кузовом грузовика? Получится троллейвоз.
В СССР были разработаны интереснейшие образцы подобных автомобилей. Некоторые из их представлены ниже.
Троллейвоз — это обычный грузовик, но зачастую с 2 двигателями: дизельным и электрическим. Связана разработка таких вот транспортных средств с экономией топлива. Ведь допотопные дизели кушали не менее 50 литров на сотню, а в городе такие затраты ни к чему, ведь можно обойтись сравнительно дешевой электроэнергией.
Такие троллейбусы-грузовики (штанги стали крепить и на обычные грузовики типа ЗИЛ, МАЗ, БелАЗ и др.) могли отклоняться от контактных линий даже на 11 метров.


МАЗ-525
В 1952 году построен электросамосвал, вид грузового транспорта, изготовленный на базе МАЗ-525 и МАЗ-205, который значительно повысил экономичность работы самосвалов типа МАЗ. В таком самосвале-троллейбусе были два троллейбусных электродвигатели типа ДК-202 с общей мощностью 170 кВт и с четырьмя контактными панелями. Работал такой самосвал как обычный троллейбус: он двигался с помощью двух натянутых троллеев и контактных линий — а такое нововведение дало значительную экономию дизельного топлива. Другие характерные черты такого типа машин — это гидроусилитель руля и подъемное устройство самосвальной платформы. Общая масса этого грузовика составляла почти 25 тонн, а максимальная скорость — до 45 км / час.


ЯАЗ-210Е

В конце 1952-м года в одном из депо Харьковского трамвайно-троллейбусного управления, были построены первые каръерные троллейбусы-самосвалы или как они официально тогда назывались – троллейвозы. Был построен опытный образец 10-тонного самосвала на базе серийного ЯАЗ-210Е. Индекса своего он не носил. Разработчиком выступил институт горного дела Академии Наук УССР, заказчиком – Главное управление промышленности нерудных ископаемых.

Такой троллейбус использовался на труднодоступных участках, где контактная сеть была проложена для питания машин была смонтирована на переносных опорах и показал хорошие результаты. В 1956 году в Богураевском рудоуправлении по чертежам ХТТУ из практически списанных грузовиков ЯАЗ-210Е сделали еще 6 таких же аналогичных машин.


Троллейвоз на базе КрАЗ-219
В 1961 году на базе грузовика КрАЗ-219 был разработан дизель-троллейвоз ГТУ-10 с двумя электромоторами мощностью 172 кВт. Некоторое время этот троллейвоз работал на линии «Симферополь-Ялта», но впоследствии снова был переработан в грузовик.


Грузовой троллейвоз БелАЗ
Подобная модель, построенная в 1964 году под названием «дизель-троллейвоз», получила индекс «БелАЗ-7524-792». Этот дуобус собирался на БелАЗе: он работал как от дизельного двигателя, так и от электромоторов; весил 20 тонн и имел грузоподъемность 65 тонн. В 1965 году началось испытание таких машин: они перевозили песок в режиме дизеля, а в ближайших городах Белорусской ССР двигались в режиме троллейбуса.
Несмотря на дешевизну энергии, надежной эксплуатации и, особенно в зимних условиях, простоте обслуживания такие машины все равно уступили дизельным собратьям, ведь в конце 50-х в мире начал происходить нефтяной бум и СССР резко увеличил добычу, вернув на прежние позиции классическую работу на ГСМ, получаемых из бензина. Надобность в переделке уже готовых конструкций отпала.