Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация
Войти

Опередивший время. Турбореактивный автомобиль ГАЗ-ТР

После войны в СССР автомобильный спорт находился в плачевном состоянии: практически полностью отсутствовали отечественные гоночные автомобили, не хватало топлива, автомобильные заводы были или разрушены или перепрофилированы под военные нужды, большинство автомобильных конструкторов прекратили заниматься тематикой автоспорта. Однако некоторые энтузиасты в области советского автоспорта ещё оставались. Одни из них был Алексей Андреевич Смолин, пришедший в автомобилестроение из авиации.

К тому времени, а именно к пятидесятым годам, страна уже поднялась из послевоенной разрухи и постепенно накопила некоторый потенциал в области спортивного автомобилестроения. Так наши спортсмены уже были вполне способны участвовать в соревнованиях международного уровня, а в отдельных классах они даже побеждали иностранных спортсменов-автомобилистов. Например, в 1946 году инженер-испытатель, мастер спорта А. Понизовкин, выступая на гоночном автомобиле «Звезда», побил рекорд итальянца Р. Чекини в классе 350 см. куб., превысив скорость 146,938 км/ч. Однако абсолютный мировой рекорд скорости 634,26 км/ч, казался всем недосягаемым.

Именно в целях взятия этого рекорда А.А. Смолин в 1952 году выдвинул идею строительства рекордного гоночного автомобиля небольшой массы, с отличной аэродинамикой и оснащённого турбореактивным самолётным двигателем. Такая идея была вовсе не удивительной, учитывая то, что Смолин имел огромный опыт создания как самолётов, так и спортивных автомобилей. Его поддержал главный конструктор ГАЗа Андрея Липгарта и проект пошёл в работу.

Первый опытный экземпляр ГАЗ-ТР, имевший официальное наименование ГАЗ-СГ3 был создан в 1954 году. Он стал первым в мире автомобилем, оснащённым турбореактивным двигателем, значительно опередив аналогичные разработки американцев Н. Остича и К. Бридлава, создавших соответственно в 1960 и 1964 году свои турбореактивные автомобили.

При создании своей уникальной машины Смолин использовал авиационные материалы – алюминий и дюраль. Так из дюраля собрали несущий каркас, а алюминий применили для штамповки листов обшивки. За образец при изготовлении кузова взяли, в русле имеющихся тогда воззрений на самую лучшую аэродинамическую форму, фюзеляж реактивного истребителя, а именно конструктор создал веретенообразный кузов, имевший антикрылья и киль.

Приводить в движение это автомобиль-самолёт должен был реактивный двигатель от самолёта МИГ имевшего мощность 1 000 лошадиных сил. Проектируемая скорость болида должна была составить 800 км/ч, что на много превышало мировой рекорд скорости. При этом выявились и проблемы. Так советская промышленность не производила специальных скоростных шин для такого «монстра», кроме того стандартные дисковые или барабанные тормоза не могли быть использованы на машины, рассчитанной на такие безумные скорости.

Третьей проблемой стало отсутствие в СССР подходящей по длине гоночной трассы для достижения скорости 800 км/ч. Две проблемы из трёх были разрешены: в качестве тормоза использовали тормозной авиационный парашют, а рекорд решили устанавливать на поверхности дна солёного озера Баскунчак, что находится в Астраханской области. А вот третью проблему со скоростными шинами решить так и не удалось.

Тем не менее14 ноября 1954 года в присутствии Смолина, а так же двукратного чемпиона СССР по автоспорту М. Метелева и главного конструктора ГАЗа А. Липгарт состоялись первые ходовые испытания ГАЗ-ТР. Прошли они на взлетно-посадочной полосе Горьковского аэродрома, которая была рассчитана на достижение скорости максимум в 300 км/ч, поэтому и М.А. Метелеву установили этот «потолок» скорости.

К сожалению, во время испытаний из-за досадной ошибки произошла авария, в результате которой рекордный автомобиль был практически разрушен. При этом Метелеву несказанно повезло – он сломал только лишь палец на ноге. Спасли его жизнь авиационные четырехточечные ремни безопасности. В результате этой катастрофы все работы над ГАЗ-ТР были свёрнуты, а обломки экспериментальной машины были переданы в заводской музей ГАЗа.
источник