В связи с изменением алгоритма кодирования пароля, всем пользователям необходимо сменить пароль через форму воcстановления
Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация

Летающий танк МАС-1

Летающий танк МАС-1

Несмотря на то, что разработка «летающих танков» была закрыта ещё в 1933 году, эта тема будоражила умы советских инженеров ещё долгое время. Не прошло и пяти лет, как в мае 1937 года инженер НИЭРО М.Смалько представил собственный проект под условным обозначением ЛТ-1 (также использовалось название МАС-1).

 

По замыслу создателя, эта боевая машина предназначалась для ведения воздушной и наземной разведки, обеспечения глубоких рейдов кавалерии, поддержки десантных операций и преодоления больших естественных и искусственных препятствий. Таким образом, сфера применения ЛТ-1 была намного шире, чем у аналогичных проектов Рафаэлянца и Камова.



При всей своей, по современным меркам, несуразности проект «летающего танка» был детально проработан. Танк ЛТ-1 представлял собой колесно-гусеничную боевую машину, оснащенную складывающейся винтомоторной установкой, раздвижными консолями крыла и хвостовым оперением. Компоновочная схема танка больше соответствовала самолёту. В бронированном корпусе обтекаемой формы размещались: моторное отделение – спереди, боевой отсек – в центре, трансмиссионное отделение – на корме. Корпус должен был собираться из броневых листов толщиной 3, 4, 7 и 10 мм. Экипаж, состоявший из двух человек, находился в едином отсеке: сразу за двигателем размещалось место пилота-водителя, а за ним размещался командир машины, также выполнявший обязанности стрелка.

Для наблюдения за окружающей обстановкой использовались смотровые щели с триплексами. Между моторным и боевым отделением устанавливалась разборная перегородка со специальным люком, предназначенным для обслуживания силовой установки. В верхнем переднем бронелисте моторного отделения был сделан ещё один люк для осмотра двигателя, а в днище корпуса имелся люк для демонтажа масляного и водяного насосов.

На крыше боевого отделения, на высокой подбашенной коробке, устанавливалась полусферическая одноместная башня кругового вращения. В ней монтировалась спаренная установка их двух 12,7-мм пулеметов ДК (боезапас 2000 патронов)и телескопический прицел. Кроме того, в корпусе устанавливался 7,62-мм пулемет ШКАС (боезапас 3000 патронов), который оснащался синхронизатором для стрельбы через винт. Теоретически это позволяло вести огонь по воздушным целям. В вертикальной плоскости углы наведения спаренной пулеметной установки находились в пределах от -6° до +22°.; Предусматривалась установка радиостанции 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне.

Консоли крыла (по авиационным понятиям ЛТ-1 представлял собой среднеплан) были раздвижными и обшивались листами из нержавеющей стали. Специальный механизм, оснащенный приводом от двигателя, позволял отклонять консоли на 90° назад по ходу движения. Максимальная размах достигал 19,2 метра, площадь крыла – 32 м.кв. К кормовой части корпуса, при помощи кареток, на четырех лонжеронах крепилось хвостовое оперение. На земле лонжероны втягивались внутрь корпуса, сокращая общую длину танка.

Ходовая часть, применительно на один борт, включала четыре опорных катка с резиновыми бандажами, передние направляющие колеса, задние ведущие колеса и гусеницу из стальных траков. Подвеска опорных катков – индивидуальная пружинная. На колесном ходу передняя пара колес была управляемой, а задняя – ведущей.

В основе силовой установки стоял авиационный рядный двигатель М-17бис мощностью 716 л.с. Спереди, рядом с мотором, находились механизмы передачи мощности на винт и складывания винтовой установки, а также масляной бак. По бортам установили радиаторы системы охлаждения. С трансмиссией мотор связывался при помощи карданного вала. Кроме того, в проекте закладывалось два варианта установки главного фрикциона – в моторном или трансмиссионном отделении. Винт оснащался двумя стальными лопастями, которые в наземном положении укладывались в специальные ниши в корпусе.



В трансмиссионном отделении устанавливались бортовые фрикционы сухого трения с ленточными тормозами, главный фрикцион (второй вариант компоновки), 4-ступенчатая коробка передач, механизм складывания крыльев и хвостового оперения, две аккумуляторные батареи и два топливных бака на 480 литров. На гусеничном ходу привод от коробки передач на ведущие колеса осуществлялся через бортовые редукторы, на колесном ходу – через гитары. В верхнем наклонном бронелисте трансмиссионного отделения имелось два люка – для посадки-высадки экипажа и для осмотра коробки передач с бортовыми фрикционами.

Интересно была реализована схема управления танком. На колесном ходу ЛТ-1 управлялся рулевым колесом, на гусеничном – рычагами бортовых фрикционов, а в воздухе – двумя педалями с приводами к рулям направления и высоты.

 

Проект поступил на рассмотрение в АБТУ в том же году и получил закономерный отказ. Конструкция «летающего танка» была очень сложной с технологической точки зрения, что неминуемо вызвало бы проблемы в эксплуатации и обслуживании. Бронирование танка, в совокупности с высоким корпусом, явно не соответствовало текущим требованиям к танкам разведки и сопровождения. Боевое отделение, совмещенное с отделением управления, получалось слишком тесным. Помимо прочего, проектные данные, представленные инженером Смалько, вызывали большие сомнения. При массе 4500 кг предполагалось достигнуть максимальной скорости на колесах порядка 120 км\ч, но при этом посадочная скорость оценивалась в 60-70 км\ч, а дальность полёта должна была составлять 800 км! Таким образом, полуфантастический проект «летающего танка» ЛТ-1 так и остался на «бумажной стадии». Была изготовлена только масштабная деревянная модель.

источник

Источники: А.Г.Солянкин, И.В.Павлов, М.В.Павлов, И.Г.Желтов «Отечественные бронированные машины 1905-1941 (1 том)». Экспринт. 2002 М.В.Павлов, И.В.Павлов, И.Г.Желтов «Танки БТ. Часть 3. Колёсно-гусеничный танк БТ-7» (Армада №17). Экспринт. Москва. 1999

Дата публикации: 25.11.2020

Комментарии (0)