В связи с изменением алгоритма кодирования пароля, всем пользователям необходимо сменить пароль через форму воcстановления
Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация

Судьба инженера. Алексей Михайлович Сурин - один из отцов чешского танкостроения.

Судьба инженера. Алексей Михайлович Сурин - один из отцов чешского танкостроения.

На момент начала Второй Мировой войны основу танковых сил Германии составляли легкие танки. В 1941 каждый пятый танк Вермахта, пересекший границу СССР, был чешского производства. С 1939 года в германские танковые части начали поступать чешские танки, получившие обозначение Pz Kpfw 38(t), по некоторым характеристикам они даже превосходили немецкие аналоги. Из 4-х танковых групп, атаковавших СССР в июне 1941г. 2 группы (3-я Гота в составе ГА "Центр" и 4-я Гёпнера в составе ГА "Север") были в основном вооружены именно этими чешскими танками.

Алексей Сурин и шведский полковник Нильс Сахлин


PzKpfw 38(t)

Этот танк был создан талантивым русским конструктором белоэмигрантом Алексеем Михайловичем Суриным. Он родился 10 февраля 1897 года в городе Богодухове Харьковской губернии. После окончания гимназии в мае 1914 года Алексей поступил в Киевский политехнический институт. Грянула Первая мировая война, многие студенты пошли добровольцами на фронт. Алексей стал артиллеристом и провоевал всю войну на Юго-Западном фронте. Когда разгорелась Гражданская война, Алексей вступил в Добровольческую армию и воевал в ее рядах до самой эвакуации из Крыма. В Константинополе он стал автомехаником во французских гаражах. Когда стало известно, что Чехословакия предоставляет русской молодежи возможность учиться в своих школах и высших учебных заведениях, Сурин сразу же решил отправиться туда. В 1921 он прибыл в Прагу с первой группой русских будущих студентов и поступил в Технический институт (ČVUT). Учеба давалась ему легко, он досрочно сдавал экзамены и быстро получил диплом инженера-машиностроителя и электротехника. В Праге он жил в общежитии Свободарна, находящемся в промышленном квартале Либень, затем в Кобылисах.

 

На заводах ČKD (ЧКД) Алексей прошел весь путь от техника-чертежника до позиции главного конструктора вооружения для чехословацкой армии. В конструкторском отделе под его научно-техническим руководством было создано большое количество проектов разных типов вооружения, прежде всего танков. "ЧКД" и "Шкода" были ведущими фирмами чешской военной промышленности, когда-то они снабжали оружием всю Австро-Венгрию. Маленькой Чехословакии столько вооружения не требовалось, и поэтому оба предприятия ориентировались в основном на экспорт. Правительство Чехословакии старалось давать заказы на производство обеим этим фирмам, чтобы не допускать монополизации.


Первой работой молодого инженера стала модификация корпуса колесно-гусеничного легкого танка KH-50. Это была своеобразная комбинация немецкого гусеничного трактора "Hanomag" и ходовой части грузовика (старомодные высокие колеса со сплошными грузошинами). Двигатель 50 л.с. Два экземпляра были построены для чешской армии, один вооружен 37-мм пушкой, другой — пулеметом "Шварцлозе". По результатам испытаний А.Сурину была заказана новая модель — KH-60. Помимо увеличения мощности мотора до 60 л.с, новый танк получил новую 4-ступенчатую КПП и другую форму корпуса. В увеличенной башне можно было установить 47-мм пушку или спарку пулеметов. Скорость достигла 45 км/ч на колесах и 18 км/ч на гусеницах. Кстати, оба изготовленных в 1927 году опытных образца были закуплены Советским Союзом.

KH-60

Следующей работой Сурина в фирме ЧКД стала танкетка на основе английской "Виккерс", которая была принята на вооружение чехословацкой армии стила свою — vz.33. Главным конструктором был Сурин. Основным отличием от прототипа было наличие двух пулеметов ZB vz.26 — у стрелка и у водителя. В 1933 году танкетка была принята на вооружение под наименованием Tancik vz. 33. Всего было выпущено более 70 штук
На ее основе Сурин создает более совершенную модель — АН-IV. Компоновка осталась та же, но стрелок теперь сидит во вращающейся башне и вооружен тяжелым пулеметом ZB.vz.35 с ленточным питанием. Справа от водителя сохранился курсовой пулемет ZB.vz.26, но теперь его можно закрепить в фиксированном положении и вести огонь с помощью тросика Боудена (как тормоз на велосипеде). А ходовая часть впервые получила по четыре катка большого диаметра — в будущем такой же вид будут иметь и 38(t), и "Хетцеры".

Однако чешское руководство не проявило интереса к новой модели. Пришлось обратиться за рубеж и там желающие нашлись: примерно по 50 машин закупили Швеция и Иран. Румыны заказали 37 машин, получили (до ликвидации Чехословакии) около 30. Под обозначением "R-1" эти танкетки были распределены (по 4-6 штук) по 6 румынским кавбригадам и использовались ими вплоть до конца 1942 года для разведки и охранения.
Параллельно с экспортной танкеткой, Алексей работал над проектом более тяжелой машины. В 1933 году танк под именем LT vz.34 стал первым, произведенным и принятым на вооружение в Чехословакии. Он был вооружен 37-мм пушкой А3 и двумя пулеметами ZB 53. Броня: лоб 15 мм, борт 12, прочее 10. Ходовые качества оказались вполне на уровне: 30 км/ч по шоссе, 15 км/ч по проселку. В общем, получился английского "Виккерс Мк Е" или советский Т-26. Всего была выпущена 51 машина, все были на вооружении чехословацкой армии.
В некоторых публикациях Сурина называют конструктором ВСЕХ чешских танков, включая LT vz.35. Последнее явно неверно хотя бы потому что Алексей на "Шкоду" никогда не работал.

Тем временем талантливый конструктор работал одновременно над несколькими экспортными заказами: для Ирана, Перу, Швейцарии и Литвы. Вскоре 50 танков ушло в Иран — они там служили практически без модернизации до 1957 года. Перу закупила 24 машины. Первым делом они, как водится, приняли участие в очередном государственном перевороте. А в июле 1941 года, когда всем было не до проблем Южной Америки, армия Перу нанесла мощный удар по соседнему Эквадору. В результате продолжавшейся 3 месяца войны перуанцы отвоевали себе обширные земли в верховьях Амазонки. Танки показали себя отлично — в бою не была потеряна ни одна машина. Армия осталась ими настолько довольна, что даже после Второй Мировой Войны пыталась разыскать и купить уцелевшие танки этого типа, считая "чехов" гораздо лучше, чем американские "стюарты" военного выпуска. Но ничего не нашлось… А оставшиеся машины служили — вы не поверите — аж до 1988 года.

 

Швейцария тоже заказала 24 машины — с усиленной броней и вооружением в виде 24-мм пушки "Эрликон", он получил обозначение Panzerwagen 39. Этими машинами были вооружены танковые роты в трех легких бригадах альпийской республики. Танки эксплуатировались вплоть до 1950 г.

Глядя на экспортные танки ЧКД, которые с каждой партией становились все совершеннее, армия Чехословакии поневоле сравнивала их с принятым недавно "шкодовским" LT vz.35. Вроде и неплох танк, но постепенно отставал от требований времени. Фирма ЧКД, учуяв куда ветер дует, заказала А.Сурину модификацию его "иранского" танка под местные требования. В первую очередь, усилить броню и при этом сохранить подвижность. Лоб корпуса и башни получил броню 25 мм, борт — 15. Для обеспечения подвижности на танке устанавливался лицензионный бензиновый двигатель Scania-Vabis 1664 (Praga-EPA) и планетарная коробка передач Praga-Wilson, также выпускавшаяся по лицензии британской фирмы Rolls-Royce. Вскоре танк TNHPS был принят на вооружение в 1938 году под индексом LT vz.38. Был выдан заказ на выпуск 150 машин. Но выполнить его не успели — Чехословакия перестала существовать.

Немцы, захватив Чехословакию, не могли не оценить нового танка. На тот момент он не уступал по ТТХ их основной машине — "тройке" моделей E-F. И рядом был завод, способный эти танки выпускать! Неудивительно, что немцы пустили танки LT vz.38 в серию практически без изменений, разве что радиостанцию заменили на FuG5. Броня-пушки-пулеметы остались как было заложено в чешской конструкции. Только через год, по результатам боев во Франции, на 38(t) стали усиливать бронирование, доведя лоб до 50 мм, а борт до 30. В таком виде танки выпускались до 1942 года включительно. С этого года немецкая компания ВММ, под контроль которой попали чешские заводы бронетехники, начали выпускать самоходку "Хетцер".

Во время Второй мировой войны Алексей Михайлович продолжал работать над разработкой танков и самоходных орудий на базе LT vz.38. Старался минимизировать контакты с немцами, когда Гудериан лично попросил его дать оценку конструкции немецких танков, Сурину

чудом удалось выкрутиться. В конце 1944 г. был представлен к Ордену Германского Орла, однако решил избежать позора и, с помощью своего двоюродного брата-врача, симулировал приступ стенокардии и до конца войны остался «на больничном».

Участвовал в разработке САУ Panzerjäger auf 38(t) (она же Hetzer) для нужд Вермахта. "Будучи главой

конструкторского бюро BMM, осторожно саботировал работы. Им затягивались сроки, предлагались различные решения, которые явно шли во вред разработке. Передние опорные катки истребителя танков оказались перегружены. Сурин об этих проблемах точно знал, но, разумеется, умолчал. Главный конструктор BMM продолжал тихий саботаж, аккуратно внося в конструкцию изменения, ухудшавшие характеристики машины. Он очень сильно рисковал, ведь созданные им проблемы всплыли в ходе войсковых испытаний. Чтобы решить проблему самоходок апрельского выпуска, у которых перегруз оказался особенно ярко выражен, Сурин предложил сделать в лобовом листе несколько отверстий, прикрытых листами толщиной 5 мм. Пока Waffenamt соображало, именно так со всеми 20 машинами и сделали. Тем самым инженер-конструктор сделал самоходки апрельского выпуска негодными к боевому применению. Тут уже налицо был акт открытого саботажа, но Сурину повезло. Он симулировал тяжёлый приступ, что его, собственно, и спасло.

Позже эта история вторично спасла Алексею Сурину жизнь: о том, как главный конструктор BMM русского происхождения занимался саботажем, стало известно советским органам безопасности. Потому Сурина после освобождения Чехословакии не тронули. Что же касается испорченных машин, то их отправили в учебные части, сделав пометку «не использовать в бою".

После войны конструктор продолжил работу на ЧКД. В том числе по выполнению еще довоенных заказов на его танки — 20 штук в Абиссинию, сколько-то в Перу… Но вскоре СССР "танковую самодеятельность" прекратил, оставив "странам народной демократии" только разработку легкобронированных машин. Но вплоть до конца 1960-х Алексей Михайлович работал в качестве консультанта в области производства военной техники. Будучи пенсионером, он еще несколько лет работал в Праге как конструктор газотурбинных двигателей для военной техники, а также систем силовых передач. Умер в 1974 году, на его могиле простое надгробие с короткой надписью: «Сурины».

 

Источник:
historical-fact.livejournal.com/72871.html

Дата публикации: 18.09.2019

Комментарии (0)