Полугусеничная "эмка" - НАТИ-ВМ
Знаменитая «Эмка» (ГАЗ-М1) стала прототипом для создания ещё одного транспортного средства тридцатых годов – НАТИ-ВМ.
Специалисты НАТИ оснастили легковушку гусеничной тележкой аналогичной той, что имелась на НАТИ-В3. При этом рулевой механизм, электрооборудование и передний щиток ГАЗ-М1 перенесли на новый автомобиль в неизменном виде.
Колея ГАЗ-М1 увеличилась на целых 90 миллиметров и достигла величины в 1525 миллиметров. Подобное изменение получили за счёт доработанной передней оси. Её основу составляла труба специальной конструкции.
Претерпела изменения и рама «Эмки». В первую очередь, она была несколько усилена, так как требовалась установка демультипликатора. Это устройство усиливало тягу более, чем на сорок процентов (41%). Кроме того, более мощная рама требовалась для установки и других узлов гусеничной конструкции.
Что касается движителя, то он имел двойные скаты ведущих колёс в количестве двух штук. Между скатами в нижней и в верхней частях находились бегунки. По бегункам и скатам проходила изготовленная из резины лента. С внутренней стороны ленты находилась реборда, которая препятствовала её сползанию в сторону. Находящиеся снаружи башмаки не позволяли гусенице проскальзывать на грунте. С ведущим колесом гусеница сцеплялась исключительно за счёт сил трения.
Существовали два варианта НАТИ-ВМ.
Первым был фаэтон. Его разрабатывали, как авто для штабных работников. Кузов рассчитывался на пять посадочных мест. Впереди имелись два раздельных сиденья. При необходимости их можно было сложить и откинуть в сторону. При этом появлялась возможность пройти на заднее сиденье, рассчитанное на трёх пассажиров.
В задней части кузова располагалось багажное отделение. Ящик с инструментами «прятался» в специально отведённом для него месте – под передним пассажирским сиденьем.
Без гусениц трёхосный автомобиль с четырьмя ведущими задними колёсами превращался в лёгкий вездеход и разгонялся до 60 км/час. На полугусеничном ходу скорость снижалась, и максимум на что он был способен – это 48 км/ч.
НАТИ-ВМ пикап
Над кабиной пикапа особо трудиться не пришлось. В автомодельном бюро завода решили переделать под неё кузов обычной «Эмки». А вот кузовную платформу конструировали специально. На этой платформе должны были перевозиться как небольшие грузы, так и пассажиры.
Для перевозки людей (в количестве не более шести человек) кузов оборудовался съёмными сиденьями. Сиденья снабжались узкими спинками.
Пикап должен был использоваться в летнее время на колёсах, а в зимнее на гусеницах с лыжами.
При относительно небольших размерах автомобиля, в длину он был немногим более 5 м (5,02 м), в ширину – 2,254 м, а в высоту – 1,18м, он получился слишком тяжёлым – 2,46 т. Пикап перевозил всего 0,5 т груза, а топлива потреблял много: зимой (на гусеницах) – 41 л, а летом (на колёсах) – 32 л.
Как и в случае с ГАЗ-25, НАТИ-ВМ после испытаний 1937-1938 годов был признан не отвечающим поставленным целям и в производство запущен не был.