В связи с изменением алгоритма кодирования пароля, всем пользователям необходимо сменить пароль через форму воcстановления
Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация

"ЧЕРЕПАХА" ИЗ БТ

"ЧЕРЕПАХА" ИЗ БТ

Легкий танк БТ-7 хоть и был для своего времени хорошей машиной, все же не был лишен недостатков. И главным из них (как и у большинства легких машин 30-х годов) была недостаточная защищенность. Массовое развитие противотанковой артиллерии ставило под вопрос само существование машин с противопульной броней.
Разумеется, машину можно экранировать (как, например, поступали во время Советско-финской войны с машинами типа Т-28), однако это — полумеры.

Именно поэтому в 1937 году талантливый советский конструктор Николай Цыганов (уже известный своими опытами с машинами серии БТ) получил задание спроектировать танк БТ с бронекорпусом совершенно новой конструкции. При этом в пример ставился французский легкий танк FCM-36, который для своего времени выглядел достаточно экстравагантно.

11 января 1938 года помощник директора завода №185 Семен Гинзбург сообщил начальнику АБТУ РККА Бокису, что Цыганов уже работает над корпусом новой формы для танка БТ. И действительно к этому времени Цыганову предоставили танк БТ-7 и "уголок" на броневой ремонтной базе №12

Новую машину было решено назвать БТ-СВ (где "СВ" — "Сталин-Ворошилов"), хотя между собой ее создатели называли танк "Черепаха"
И неудивительно — ведь новой формой корпуса, со сильно скошенными лобовыми и бортовыми листами (углы наклона составляли от 15 до 38 градусов), БТ-СВ действительно имел что-то схожее с черепахой.
Корпус машины совершенно не имел выступающих частей. А все броневые листы были съемными и крепились на болтах. Разумеется, на снарядостойкости брони это сказывалось отрицательно. Существует мнение, что от подобного метода крепления бронелистов, в случае запуска БТ-СВ в серийное производство, отказались.
Для придания броневому прикрытию ходовой части необходимой жесткости создатели "черепахи" ввели в конструкцию специальные перемычки. А свободное пространство в бортовых полостях машины решили "заполнить" топливными баками (при этом необходимость в кормовом баке отпала — его "ликвидировали")

Интересной особенностью, также отличавшей БТ-СВ от своего "донора" была система охлаждения, способная работать в двух режимах: боевом и походном. В походном режиме жалюзи были открыты, а в боевом — механик-водитель закрывал их со своего места, и в таком случае воздух забирался через сетку кормовых воздушных карманов.

Башня у машины тоже была новой. В отличие от серийных БТ-7 она не имела кормовой нише, следовательно, радиостанцию оттуда пришлось убрать и разместить в носовой части корпуса, а для ее обслуживания добавить четвертого члена экипажа — радиста.

Отметим, что опытный образец БТ-СВ был изготовлен из неброневой стали толщиной от 10 до 12 мм. А вот в серийном образце толщину брони планировали довести до 25 мм или даже до 40-55 мм (интересно, как бы повела себя ходовая часть при соответствующем увеличении массы машины)

 

БТ-СВ проходил заводские испытания с зимы 1937 года по весну 1938.
9 февраля 1937 года машина была продемонстрирована представителям завода №183 (Михаилу Кошкину и Николаю Кучеренко, "отцам" легендарной тридцатьчетверки)
Было отмечено, что в целом конструкция броневого корпуса достаточно рациональна, проходимость вполне соответствует машинам типа БТ-7, а техническое обслуживание хоть и было немного усложнённое по сравнению с БТ-7, но критическим это "усложнение" не является.

Однако и недостатков была масса: теснота башни, плохая обзорность, ухудшение управляемости на колесах и другие.

 

Все это привело к тому, что БТ-СВ так и остался лишь макетной машиной. Однако наработки по нему, особенно по броневому корпусу, впоследствии нашли широкое применение в советском танкостроении

Дата публикации: 02.03.2021

Комментарии (0)