В связи с изменением алгоритма кодирования пароля, всем пользователям необходимо сменить пароль через форму воcстановления
Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация

Колесная "танкетка". Бронеавтомобили Д-8 и Д-12

Колесная "танкетка". Бронеавтомобили Д-8 и Д-12

Продолжая "сверхлегкую" тему вспомним бронеавтомобили Д-8 и Д-12.
Осенью 1931 года, когда ещё полным ходом шли работы над “колесными танкетками” (полубронированными разведывательными машинами) начальник УММ РККА Халепский поручил талантливому советскому инженеру-самоучке Н.Дыренкову создание легкого бронеавтомобиля, предназначавшегося для разведки и связи. Отчасти это был подстраховочный вариант, поскольку в Управлении сомневались, будут ли “колесные танкетки” полностью отвечать всё более возрастающим требованиям к машинам такого типа. К проектированию новой бронемашины Дыренков приступил в октябре и через два месяца представил на рассмотрение технической комиссии УММ два проектных варианта, чертежи которых шли под номерами С-17-39 и С-17-41. Обе модификации были равноценны, но вторая из них, которой конструктор присвоил обозначение Д-12р, отличалась установкой авиационной турели с пулеметом ДТ.



В качестве базы использовалось шасси легкового автомобиля Форд-А оснащенного бензиновым двигателем мощностью 40 л.с. Корпус Д-12р собирался из листов незакаленной броневой стали толщиной от 3 до 12 мм, которые устанавливались под большими углами наклона. Вооружение включалось один “перекидной” пулемет ДТ, стрельба из которого велась через четыре шаровые установки в корпусе, и один зенитный пулемет типа “максим” на турели. Полный боекомплект состоял из 33 магазинов (2079 патронов) для ДТ и 4 коробок (1000 патронов) для “максима”. В составе экипажа находилось всего два человека: водитель и командир, который также обслуживал оба пулемета. Разрешение на постройку опытного образца было получено 25 декабря 1931 года и уже 13 февраля следующего года Дыренков рапортовал о постройке Д-8р и Д-12р.

Проведенные весной испытания обеих прототипов выявили множество недостатком и конструктивных просчетов, из-за которых нормальная эксплуатация бронемашин считалась невозможной. Особо отмечалось, что машины Дыренкова имеют слишком тесное боевое отделение, размещение вооружения (особенно шаровых пулеметных установок в корпусе) и рабочих мест экипажа нерационально, обзор в боевых условиях недостаточен, а передняя ось перегружена на 300 кг. Несмотря на столь нелестные отзывы Д-8р и Д-12р были приняты на вооружение РККА — ничего лучшего тогда разработано не было и пришлось выбирать из того, что есть. Что-либо радикально изменить в конструкции бронеавтомобилей было невозможно, поэтому Дыренкову рекомендовали провести серию небольших доработок. В частности, предлагалось перенести переднюю стенку ближе к корме и срезать её выступающий мыс для улучшения наблюдения при поворотах, ликвидировать все шаровые установки, выполнить люк в заднем бронелисте для наблюдения при движении задним ходом. В составе вооружения планировали оставить только один пулемет ДТ, который должен был обеспечить круговой обстрел как по наземным, так и по воздушным целям.



Выполнить полные перечень указанных изменений Дыренков не смог, решив довольствоваться лишь задним люком и упразднением шаровых установок. В таком виде бронемашины (вариант с зенитной турелью был переименован в Д-12) были приняты к серийному производству и выпускались до лета 1932 года. Всего успели собрать порядка 60 машин обеих модификаций, не менее 20 из которых относились к “турельному” варианту. Примечательно, что некоторые Д-12 вооружались только одним ДТ и пулеметные вырезы в бортах и корме у них отсутствовали.



В строевой эксплуатации бронемашины Дфренкова находились порядка трёх лет – их активная часть карьеры завершилась уже в 1935 года, когда Д-8 и Д-12 практически полностью были заменены на ФАИ. В дальнейшем оставшиеся машины, а их было не менее 50, продолжали использовать для учебных целей. Сведений о боевом применении Д-12 найти не удалось. По состоянию на 1 июня 1941 года в составе РККА продолжало числиться 45 машин конструкции Дыренкова (19 из них находились в ремонте), однако различий между модификациями при этом не делалось. Последние сведения о Д-12 относятся к августу 1945 года, когда несколько машин из состава Забайкальского фронта приняли участие в кратковременной войне с Японией.

Также примечателен тот факт, что именно машины этого типа были одним из первых типов бронетехники, "поднявшейся в воздух". Бронавтомобили Д-8 и Д-12, а также танкетка Т-27 стали первой броней "крылатой пехоты", которую перевозили тяжелые бомбардировщики ТБ-3.



По материалам:
Источник

Дата публикации: 14.10.2021

Комментарии (0)