В связи с изменением алгоритма кодирования пароля, всем пользователям необходимо сменить пароль через форму воcстановления
Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация

"Колесный конкурент". БМП "Объект 1200"

"Колесный конкурент". БМП "Объект 1200"

 

Как известно, при создании самой первой советской боевой машины пехоты БМП-1 было разработано сразу несколько машин, отличавшихся друг от друга компоновкой, силовой установкой и даже ходовой частью. Новым видом техники в советской армии в итоге стала гусеничная машина. Однако с ней конкурировали колесные и даже комбинированные колесно-гусеничные бронемашины. Все представленные на конкурс разработки в ходе сравнительных испытаний показали свои преимущества и недостатки. В результате их сравнения военные выбрали именно гусеничную машину «Объект 765»/БМП-1, разработанную в челябинском ГСКБ-2.



Полноценной альтернативой гусеничному «Объекту 765» можно считать проект колесной бронемашины «Объект 1200», созданный в конструкторском бюро Брянского автозавода. По результатам первых лет эксплуатации колесного бронетранспортера БТР-60 брянские инженеры решили разрабатывать именно колесную бронемашину. Кроме того, у них уже был определенный опыт в создании подобной техники. Колесное шасси с формулой 8х8 сочли способным обеспечить все необходимые технические и боевые качества. Кроме того, колесный движитель сулил возможность унификации с существующей техникой. Разработка «Объекта 1200» началась в 1964 году под руководством Ф.А. Розова.

 

Несмотря на возможность унификации большого количества деталей и агрегатов ходовой части, при создании нового «Объекта 1200» почти не учитывались наработки по проекту БТР-60. Именно поэтому сварной бронированный корпус перспективной боевой машины пехоты имеет характерные узнаваемые обводы. Корпус машины предлагалось сваривать из катаных листов с максимальной толщиной (лобовая деталь) в 60 миллиметров. Таким образом, броня обеспечивала защиту экипажа и агрегатов от пуль и осколков снарядов. При этом лобовая проекция могла выдержать и огонь крупнокалиберных пулеметов. Только противопульное бронирование было обусловлено тогдашними взглядами на облик современной войны и требованиями к перспективной технике.



Достаточно интересна внутренняя компоновка брянской БМП. В будущем нечто похожее использовалось на некоторых зарубежных машинах. В передней части корпуса, под прикрытием толстой лобовой брони разместили рабочие места механика-водителя и командира. Сразу за ними находилось три посадочных места для десанта. В средней части корпуса поместили боевое отделение с башней, за которым находились моторно-трансмиссионное и основное десантное отделение. Двигатель и вспомогательные агрегаты находились в левой части кормы машины. Оставшийся объем кормы отвели под сидения для четырех бойцов с оружием. Посадка и высадка должна была осуществляться через одну кормовую дверь и два люка в крыше. Передний объем десантного отделения соединялся с задним при помощи узкого прохода.

Основой силовой установки перспективной боевой машины пехоты должен был стать дизельный двигатель УТД-20 мощностью 300 лошадиных сил. Трансмиссия передавала крутящий момент на все восемь ведущих колес. Последние оснащались гидропневматической подвеской и системой подкачки. Интересной чертой ходовой части «Объекта 1200» был тот факт, что механик-водитель мог менять клиренс машины в зависимости от условий, регулируя давление в амортизаторах. Специально для движения по воде в задней части машины разместили два водомета, заимствованные с плавающего танка ПТ-76. Их заборные окна находились на бортах, выпускные патрубки – в кормовом листе корпуса.

При общей боевой массе новой БМП порядка 14 тонн 300-сильный двигатель обеспечивал ей удельную мощность около 21-21,5 лошадиных сил на тонну. Благодаря этому «Объект 1200» мог разгоняться на шоссе до скорости в 90 километров в час и пересекать водные преграды со скоростью около 10 км/ч. Топлива хватало на 500-километровый марш по шоссе.

 

Боевой модуль был единым для всех боевых машин пехоты, участвовавших в том конкурсе. Это была одноместная башня с 73-миллиметровым гладкоствольным орудием 2А28 «Гром» с боекомплектом в 40 выстрелов. С пушкой был спарен пулемет ПКТ калибра 7,62 миллиметра (возимый боезапас – 2000 патронов). Кроме того, на башне имелась пусковая направляющая для управляемых ракет противотанкового комплекса 9К11 «Малютка». Внутри боевого отделения в укладках помещалось до четырех таких ракет. После пуска подготовка к новому осуществлялась вручную, из башни.



В 1965 году брянские автостроители собрали первый и, как позже оказалось, последний прототип боевой машины пехоты «Объект 1200». Поскольку башни всех боевых машин, представленных на конкурс, в том числе и «Объекта 1200», были почти одинаковыми, их огневая мощь не сравнивалась. Этот факт позволил сэкономить время и силы на установке вооружения. Поэтому «Объект 1200» получил упрощенную башню, в которой вместо орудия, пулемета, боекомплекта и систем управления оружием установили их весовые имитаторы. Именно в таком виде брянская боевая машины пехоты преодолевала трассы и перевозила солдат-испытателей.

Характеристики «Объекта 1200», в целом, были признаны приемлемыми, однако не обошлось без нареканий. Солдаты, участвовавшие в испытаниях в качестве «полезной нагрузки», жаловались на тесноту десантного отделения. Во-первых, десантникам, сидевшим за местами командира и механика-водителя, было не слишком удобно покидать машину через кормовую дверь. Сидевшим в корме БМП было не легче: из-за специфического размещения двигателя и водометов на бортах проход и дверь были недостаточно широкими и удобными. Прочие машины-конкурсанты, как минимум, не уступали в удобстве брянскому «Объекту 120», а то и превосходили его.

И все же основной проблемой перспективной БМП была колесная ходовая часть. Она была лучше гусеничной при движении по подготовленным дорогам, но на пересеченной местности или на воде расклад сил менялся. Колеса попросту не могли обеспечить машине проходимость на уровне гусеничных конкурентов. Кроме того, колесная ходовая часть оказалась слишком чувствительной к условиям. Так, во время пробных заплывов в морской воде достаточно быстро размокали и приходили в негодность некоторые детали тормозов. Еще одной проблемой, связанной с передвижением по воде, оказалось сцепление мокрых колес с поверхностью берега. Выйдя из воды, «Объект 1200» мог въехать лишь на берег со сравнительно небольшим наклоном.

 

По результатам сравнительных испытаний всех представленных на конкурс бронемашин наиболее интересной и перспективной призвали гусеничный «Объект 765», в дальнейшем получивший название БМП-1. Хотя он и проигрывал в максимальной скорости (около 60-62 км/ч по шоссе и до 7 км/ч на воде), совокупность ходовых качеств на земле и на воде была гораздо лучше. К примеру, гусеницы со специальными решетками позволяли буквально с разгону забираться на достаточно крутой склон берега, а на пересеченной местности не давали машине застрять.



Сравнительные испытания нескольких вариантов перспективной боевой машины пехоты наглядно показали все преимущества гусеничных машин. «Объект 1200» так и остался в единственном экземпляре, который даже не получил вооружение. Он сохранился до настоящего времени и сейчас хранится в танковом музее подмосковной Кубинки. Тематика колесных боевых машин пехоты не получила никакого развития, а подобная ходовая часть на долгие годы осталась характерной чертой отечественных бронетранспортеров.

 

По материалам:
topwar.ru/24963-obekt-120…kurent-buduschey-bmp.html
tech.wikireading.ru/7387
vk.com/@sovietcar-obekt-1200
otvaga.narod.ru/
vestnik-rm.ru/
alternathistory.org.ua/
bmp-info.ru/
museum-tank.ru/

Дата публикации: 09.06.2021

Комментарии (0)