В связи с изменением алгоритма кодирования пароля, всем пользователям необходимо сменить пароль через форму воcстановления
Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация

Несправедливо забытый. Танк Бурштыня

Несправедливо забытый. Танк Бурштыня

В конце XIX – начале ХХ века не так много изобретателей обращалось к идее создания танка – бронированного артиллерийского орудия на основе трактора, то есть снабженного двигателем и гусеницами для продвижения по пересеченной местности. Первые трактора хотя и могли продвигаться по бездорожью, но имели крайне низкую скорость. В то же время весь опыт военных конфликтов говорил о том, что все последующие войны будут маневренными и закончатся быстрее, чем танки успеют покинуть места своих стоянок. "Первый звонок" для пытливых умов "прозвенел" по окончанию Русско-японской войны 1904 — 1905 гг. Это конечно еще не была окопная война, но армии уже в ходе ее начали возводить полевые укрепления и проводить в них достаточно продолжительное время. В тоже время наметился прогресс и в развитии тракторов. Американская фирма "Хольт-Катерпиллер" начала массовый выпуск тракторных шасси.



В 1911 г. обер-лейтенант железнодорожного полка Австро-Венгрии Г. Бурштынь разработал вполне реализуемый проект бронированной машины "Моторгешютц" (Motorgeschutz) на основе американского сельскохозяйственного трактора фирмы "Хольт". Согласно поданному в октябре 1911 года на рассмотрение комиссии Военного Министерства проекту будущий танк должен был иметь небольшие габаритные размеры (длина 3500 мм и ширина 1900 мм) и оснащаться ходовой частью типа Holt.



Конструктор видел задачи своего танка в поддержке наступающей пехоты и для подавления пулеметных и даже артиллерийских позиций противника. В октябре 1911 г. проект был предложен военному министерству Австро-Венгрии, а чуть позже — Германии. Нельзя сказать, что проект Бурштыня совсем не заинтересовал военное министерство, ведь он сочетал в себе преимущества и танка, и бронеавтомобиля. Но какой-либо острой необходимости в такой боевой машине, существовавшей исключительно на бумаге, командование вооруженными силами двуединой монархии тоже не испытывало. Поэтому изобретателю было предложено построить опытный образец совместно с какой-нибудь коммерческой фирмой. Одновременно военной министерство решило прекратить какое-либо финансирование этого проекта.



Гюнтер Бурштынь абсолютно не имел никаких связей с промышленными компаниями империи и королевства и поэтому с радостью откликнулся на предложение представить проект немецкому военному министерству. Но и то дало отрицательный ответ, даже не смотря на положительную оценку, опубликованную в одном из германских военных обозрений. На этом злоключения оберлейтенанта не прекратились – ему отказали в выдачи патента, так как он нарушал уже запатентованное шасси сельскохозяйственного трактора. Но в конце-концов сначала 28 февраля 1912 года он получил германский патент No. Zl. 252 815 DRP, а потом и 25 апреля – австрийский No. 53248, а "Милитаристе Цайтгарифт" за 1912 г. отметил его "остроумное изобретение".

Однако, все затраченные усилия оказались напрасными и австро-венгерский танк так и остался в проекте. Спустя четыре года немца основательно забыли о работе Бурштына и пошли своим тернистым путем, приведшим их к созданию знаменитого, но столь же неудачного A7V.

В целом, проект австро-венгерского танка можно было признать удачным. В случае успеха Бурштыну оставалось решить всего несколько проблем: передача мощности на дополнительные колеса, рациональное размещение боекомплекта, охлаждение силовой установки и обзорность с места водителя. Из крупных недостатков можно было отметить высокое удельное давление на грунт и отсутствие кругового обстрела, но всё это также было вполне решаемо. Более никогда конструктор не поднимал вопроса о строительстве своего танка, так и оставив его только на бумаге.



Источник 1

Источник 2

Дата публикации: 22.09.2020

Комментарии (0)