В связи с изменением алгоритма кодирования пароля, всем пользователям необходимо сменить пароль через форму воcстановления
Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация

Опытный БТР "Объект-1015"

Опытный БТР "Объект-1015"

В 1959 году на вооружение Советской армии был принят бронетранспортер БТР-60, определивший основные пути развития подобной техники на несколько следующих десятилетий. Стоит отметить, что разработкой проекта перспективного БТР занималось несколько предприятий. Вместе с машиной горьковского завода испытания проходила экспериментальна машина «Объект 1015», ставшая итогом совместных работ специалистов военного ведомства и автомобильной промышленности.

Работы по тематике перспективных бронетранспортеров стартовали в начале пятидесятых годов, и вскоре к ним присоединились сотрудники Военной академии бронетанковых войск. В 1954 году группа инженеров во главе с Г.В. Зимелевым приступила к проработке облика нового БТР. Эта машина должна была иметь ходовую часть с колесной формулой 8х8 и независимой подвеской, а также герметичный корпус, позволяющий плавать. Двигатель предлагалось поместить в кормовом отсеке и соединить с трансмиссией H-образной схемы.

Академия самостоятельно прорабатывала такую конструкцию до конца 1958 года. Затем Совет министров СССР своим постановлением приказал объединить усилия с другой организацией. Вторым участником проекта стало Специальное конструкторское бюро Кутаисского автомобильного завода. Во время совместной разработки бронетранспортера этим СКБ последовательно руководили М.А. Рыжик, Д.Л. Картвелишвили и С.М. Батиашвили. Все они внесли заметный вклад в общее дело.



Новый проект предлагал использование несущего сварного броневого корпуса с противопульной защитой. С точки зрения компоновки «Объект 1015» был похож на другие опытные БТР. Передняя часть корпуса вмещала отделение управления, за ним находилось десантное отделение, совмещенное с боевым. Двигатель и часть агрегатов трансмиссии находилась в корме.

В корме корпуса находился бензиновый двигатель ЗИЛ-Э129 мощностью 180 л.с. С двигателем соединялась пятиступенчатая механическая передача, за которой следовал центральный межбортовой дифференциал. С раздаточной коробки крутящий момент поступал на бортовые редукторы. Последние вместе с тормозными механизмами находились внутри бронекорпуса. Бортовые редукторы двух передних осей незначительно отличались от агрегатов двух задних, что было обусловлено наличием механизма поворота.



Два передних моста были выполнены управляемыми. Они получили рычажную подвеску особой конструкции. Нагрузки принимали на себя спиральная пружина и находящийся внутри нее гидропневматический амортизатор. На двух задних осях использовали комбинацию торсионной и пружинной подвески. Высокую проходимость должны были обеспечивать колеса большого диаметра. Все колеса были соединены с централизованной системой регулировки давления.

Для движения по воде «Объект 1015» получил водометный движитель, построенный на агрегатах плавающего танка ПТ-76.

На случай застревания бронетранспортер оснастили собственной лебедкой с приводом от раздаточной коробки. Это устройство могло выбирать трос, создавая усилие до 4,5 тс. Для буксировки поврежденной техники имелось стандартное тягово-сцепное устройство.



В соответствии с требованиями армии, бронетранспортер должен был нести штатное пулеметное вооружение. Проектом предусматривалось использование пулеметной башенки, помещенной на крыше корпуса. Такой боевой модуль имел устройства для монтажа пулемета винтовочного калибра.

Прямо на кожухах трансмиссии у бортов корпуса предлагалось устанавливать лавки для десанта. Оптимальное использование имеющихся объемов позволило разместить в десантном отделении 18 посадочных мест. Вместе с другими десантниками в основном отсеке корпуса находился стрелок, управлявший пулеметной установкой. Таким образом, бронетранспортер «Объект 1015» мог взять на борт сразу 21 человека. Впрочем, в исходной версии проекта десантное отделение не отличалось особым удобством, и 19 бойцам приходилось сидеть максимально плотно.

 

Выгодно отличаясь от конкурентов расчетными возможностями, новый БТР имел схожие габариты. Длина машины составляла 6,8 м, ширина – 2,5 м. При клиренсе 450 мм машина имела общую высоту чуть более 1,8 м, которую удалось получить за счет оптимального использования внутренних объемов. Боевая масса задавалась на уровне 9,8 т. На шоссе машина должна была развивать скорость до 90 км/ч, на воде – более 10 км/ч.



Разработка полноценного проекта, стартовавшая в 1958 году, не заняла много времени. Уже до конца года Кутаисский автозавод построил опытную машину нового типа. Она почти полностью соответствовали имеющемуся проекту, но пока не имела башенки с оружием. Техника прошла заводские испытания, в ходе которых показала свои плюсы и минусы. Было установлено, что оригинальная компоновка корпуса в сочетании с особой архитектурой трансмиссии позволяет получить желаемые результаты. В то же время, надежность отдельных узлов и агрегатов оказывалась недостаточной. Также было выявлено неудобство десантного отделения. Проект нуждался в самых серьезных доработках, затрагивающих конструкцию почти всех систем и агрегатов. Эволюцией данной машины стал БТР "Объект-1015Б", о котором мы расскажем следующий раз.

Источник

Дата публикации: 27.11.2021

Комментарии (0)