Первая из сверхлегких. Танкетка "Лилипут"
Увлечение сверхлегкими бронированными машинами в 20-30-е годы явление распространенное. Разумеется, не стало исключением и молодое советское государство, приступившее к разработке подобных машин, получивших название "танкетка".
Одной из первых подобных машин стала танкетка (также именовавшаяся легким разведывательным танком) Т-17 «Лилипут» спроектирована в ТКБ ОАТ под руководством С.П. Шукалова в 1926-1929 годах.
Первый прототип машины собрали на заводе "Большевик" осенью 1926 года с использованием укороченного шасси лёгкого танка Т-16. Танкетка была изготовлена в одном экземпляре, который в течение 1930 года проходил испытания. Однако вскоре СССР приобрел лицензию на ставшую впоследствии "классической" британскую танкетку Cadren-Loyd Mk.VI испытания Т-17 прекратили.
Танкетка Т-17 имела классическую компоновку для боевых машин этого класса с расположением в носовой и средней части корпуса совместно отделения управления и боевого отделения, моторно-трансмиссионного отделения в кормовой части корпуса. Экипаж состоял из одного человека, совмещавшего обязанности механика-водителя и пулемётчика, имевшего перед собой органы управления танкеткой и в правой части лобового броневого листа пулемёт.
Корпус танкетки каркасной конструкции с приклепанными броневыми листами толщиной 7-14 миллиметров. К кормовой части корпуса крепился удлинитель для преодоления противотанкового рва. Для удобства работы механика-водителя над средней частью корпуса была установлена рубка, в которой лобовой броне-вой лист поднимался на петлях вверх с фиксацией положения, в бортах рубки имелись смотровые щели, закрывающиеся каплевидными подвижными заслонками.
Вооружение танкетки состояло из одного 2-ствольного 6,5-мм танкового пулемёта обр. 1925 г. в шаровой установке, заменённого затем 7,62-мм танковым пулемётом Дегтярёва – ДТ. Боекомплект составлял 900 патронов калибра 6,5-мм или 1500 – 7,62-мм.
В силовом блоке танка, установленном поперёк моторно-трансмиссионного отделения, применялись двухцилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения с горизонтальным расположением цилиндров мощностью 20 л.с., главный фрикцион и механическая коробка передач, сблокированные в одном картере. Коробка передач обеспечивала три передачи вперёд и одну назад.
Ходовая часть танкетки, применительно к одному борту, состоит из одного направляющего колеса переднего расположения, шести двухскатных опорных катков с обрезиненной ошиновкой, сблокированных по два в трёх тележках подвески, трёх поддерживающих роликов, ведущего колеса гребневого зацепления заднего расположения. В системе подрессоривания применялись свечные пружины. Гусеничный движитель представлял собой резиновую ленту усиленную привулканизированными металлическими пластинами. Летом 1930 года на танкетку установили облегченную мелкозвенчатую металлическую гусеницу.
По материалам:
Источник 1