В связи с изменением алгоритма кодирования пароля, всем пользователям необходимо сменить пароль через форму воcстановления
Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация

Танки Duplex Drive

Танки Duplex Drive

Проблемы, которые были связаны с подготовкой, проведением, а также обеспечением операции по высадке десанта в Нормандии «Оверлорд» — крупнейшей операции времен Второй мировой войны – потребовали большого количества новых тех. решений в различных областях. Кроме того, для успешного осуществления операции требовались новые специальные бронированные машины.

Командование союзников серьезную ставку делало на плавающие танки DD (Duplex Drive — «двойного управления» управляемые на плаву и на суше).

Система DD, как и большинство новинок, примененных во время операции в Нормандии, являлась британским детищем. Работы над данной системой были начаты в 1941 году — битву за Англию выиграли, и пора было планировать высадку союзников на французский берег Ла-Манша. В качестве основы взяли идею Николаса Штраусслера, военного инженера, венгра по происхождению, который работал в Англии и который стал известен благодаря своим оригинальным разработкам в области бронетехники. Данное воинское подразделение сформировали специально для испытаний и использования спецмашин. Для придания танку плавучести предполагалось использовать складной брезентовый кожух, закрепленный на приваренной по периметру корпуса танка раме. В развернутом виде кожух образовывал некое подобие понтона. Его водоизмещения должно было хватать для поддержания машины на плаву. Движителем на воде должен был стать гребной винт, приводимый в действие двигателем танка. Специальная тросовая система должна была служить для поворота руля с места механика-водителя.

В июне 1941 года один легкий танк Мк VII, который впоследствии получила название «Тетрарх» (7,6 т) в опытном порядке был оснащен съемным складным кожухом плавучести и гребным винтом. В результате испытаний плавающего танка, проведённых в бассейне, стало очевидным, что идеи Штраусслера применимы на практике. Кроме того, выяснилось что данная система позволит придать плавучесть более тяжелым танкам. Для дальнейших испытаний был выбран пехотный танк «Валентайн» Мк III. Первоначальный заказ «Валентайн» DD составил 450 комплектов.

Разработка комплекта завершилась в июне 1942 года и фирма «Метрополитэн-Кэммел Кэрриедж энд Вэгон Ко Лимитед», являющаяся одним из производителей «Валентайн» переоснастила 625 танков модификаций III и VIII (масса 17,8 и 18,6 тонн соответственно) с 57-миллиметровой (6-фунтовой) пушкой и XI с 75-миллимитровой пушкой. Танк «Валентайн» имел неплохую броню, однако к концу 1942 году безнадежно устарел, так как имел низкую скорость и маленькую башню, которая не позволяла установить тяжелое вооружение. В связи с этим ожидать от данного танка эффективной огневой поддержки во время высадки на побережье подготовленное к обороне не приходилось. Изготовленные ранее «Валентайны» DD в основном использовались для обучения экипажей, а также отработки техники десантирования. Подготовку проводили у Инверури (Шотландия, испытательный и учебный центр амфибийных операций) и Инстоу (Северный Девон). Кроме этого, испытания танков DD проводили у Гаспорта. «Валентайн» Мк IX DD хотели отправить на Дальний Восток, однако 105 танков попало в британские войска в Италии (30 учебных и75 боевых). В конце 1944 года несколько штук было отправлено в Индию в качестве учебных машин.

Комплект DD в 1942 году в опытном порядке был установлен на американский средний танк М3 (М3Е4). Как выяснилось в ходе испытаний, система пригодна для использования даже на таких громоздких машинах, а для роли, которая отводилась новой системе, требовался средний танк. Комплект DD на танках «Черчилль» и «Кромвель» не устанавливался (хотя «Черчилли» были отличной базой для инженерных машин, которые впоследствии прикрывали танки DD).

К этому времени основными для американских и британских войск стали несколько модификаций средних танков М4 «Шерман» американского производства. «Шерман» являлся одним из лучших танков времен Второй мировой войны. Использование данной бронемашины в первой волне десанта являлось предпочтительным. Неудивительно, что в апреле 1943 года приступили к работам по приспособлению на танки «Шерман» оборудования DD. Данными работами среди прочих занималась фирма «Метрополитэн-Кэммел».

Корпус танка был герметизирован до высоты надгусеничной полки. Брезентовый складной кожух плавучести разворачивался в гибкие резиновые трубки накачкой воздуха. Баллоны составляли каркас кожуха, который фиксировался распорками в виде шарнирных рам. Таким образом, образовывался короб на каркасе высотой приблизительно 2 метра, и обеспечивалось достаточное водоизмещение. Передняя часть кожуха напоминала корабельный нос за счет формы рамы. Сам танк при этом оказывался ниже поверхности воды. Над ней оставалось приблизительно 1 метр «чистого борта» кожуха. В корме танка ниже кожуха устанавливалась пара съемных трехлопастных гребных винтов с приводом через конические шестерни от осей вращающихся направляющих колес. Танк на спокойной воде развивал скорость до 4 узлов (7,48 км/ч). Гребной винт на «Валентайне» DD приводился специальным валом трансмиссии. Часть экипажа во время движения на воде размещалось на броне. Они подавали команды механику-водителю. Обитаемый объем танка обеспечивался воздухом при помощи аппарата Дэвиса. После выхода танка на сушу воздух выпускался, кожух складывался, гребные винты поворачивались вверх, для того чтобы не цеплять землю. Приняв такой вид, танк был готов к ведению боя.

Были переделаны танки модификаций М4А4 и М4А2, которые в британской армии носили названия «Шерман» V и III соответственно. Оба танка несли 38-миллиметровую броню и оснащались 75-миллимитровыми пушками. Танк М4А2 (вес 33 т) имел дизельный двигатель мощностью 375 лошадиных сил, а его максимальная скорость составляла 45 км/ч (вероятно, поэтому он интересовал американцев и англичан). Танк М4А4 (вес 35 т) оснащался карбюраторным двигателем мощностью 425 лошадиных сил и скоростью до 38 км/ч. В DD переделывали также танки «Шерманы Файрфлай» — британскую модификацию с более мощной 76-миллиметровой пушкой, которая имела гораздо больше шансов против бронированной огневой точки. Комплект DD для придания плавучести средним танкам по сравнению с другими был дешевле, компактнее и позволял спустить на воду в одной волне гораздо больше танков. Он обеспечивал возможность без помех после выхода на берег вступать в бой, быстро спустив воздух и убрав распорки: кожух в сложенном состоянии не превышал 35 см и не мешал управлению танком или повороту башни. На некоторых танках в передней части каркаса устанавливали жесткий нос. Конечно, о стрельбе с воды речи не шло, хотя конструкторы разработали вариант установки двух дистанционно управляемых пулеметов «Браунинг» М1919А4 (калибр 7,62 мм) на верхней раме кожуха. Комплект плавучести могла вывести из строя даже шальная пуля, поэтому расчет в значительной степени делался на массу средств десантирования (кожух, возвышавшийся над водой, с берега очень напоминал обычную десантную лодку), а также на внезапность.

Необходимо отметить, что некоторые разработки, связанные с танками «двойного управления» и их использования в операции в Нормандии из стадии опытов так и не вышли. Среди таких разработок был плавающий БТР «Шерман» VDD — танк М4А4, в котором вместо башни устанавливалась грибовидная крыша. Данную машину хотели использовать для высадки пехоты с танками DD. Испытывался и «Шерман» III DD – на данной машине по бокам устанавливались авиационные пусковые установки JATOG №5 Мк I предназначавшиеся для разрушения береговых барбетов. В число испытуемых, однако, не использованных во время операции в Нормандии вошел «Шерман Топи», на котором в дополнение к оборудованию DD спереди и сзади устанавливались поплавки для повышения продольной устойчивости и плавучести. Такая же судьба постигла танк «Шерман» DD Mk II, на котором устанавливалось механическое приспособление «Джинандит», которое должно было укладывать перед машиной тканевое дорожное покрытие для преодоления илистых мест. Для танков DD было разработано и испытано оборудование BELCH, отдельный насос которого создавал водяную завесу вокруг развернутого кожуха. Данная завеса, по задумке конструкторов, предназначалась для защиты танков от огневодных заграждений (немцы, данные заграждения так и не применили), и защиты машин находящихся на воде от прицельного обстрела. Заказали 120 комплектов оборудования BELCH, но на танки его не установили, поскольку они препятствовали свертыванию кожуха.

К маю 1944 года британские, американские и канадские танковые части комплектовались «Шерманами» DD. Например, американские танковые батальоны первой волны, имели по две роты оснащенные данными танками. Аббревиатуру DD в войсках часто расшифровали как «Дональд Дак» — в честь мультипликационного героя. В «День Д» они использовались во всех секторах. Планировалось, что, сойдя в воду с десантных судов, танки будут двигаться в 1 километре позади десантных катеров. Такая последовательность позволила бы выйти им на берег с инженерными и штурмовыми пехотными подразделениями. Однако выдержать порядок десантирования и обеспечить согласованость действий не удалось.

В секторе «Омаха» ставшем самом тяжелом по потерям для американцев 32 машины из 741-го танкового батальона с самоходных десантных барж были спущены в 5,5 километрах от берега. Три танка с аппарелей судов не сошли, а до границы воды добралось только две машины. 27 танков из спущенных на воду затонуло: сильные волны срывали брезентовые кожухи или заливали воду внутрь. Танки DD и не плавающие машины743-го батальона высаживали у самого берега. Восемь танков DD затонуло вместе с судном.

В секторе «Юта» где также десантировались американские войска из 30 «Шерманов» DD спущенных на воду в 4,5 километрах от берега затонул лишь один, еще четыре было потеряно в результате огня противника.

В секторе «Голд» — зона высадки британских войск – два полка (7-й Королевский гвардейский драгунский и Ноттингемширский лейб-гвардии) танки DD предпочли высадить у самого берега из-за сильного волнения. Из 40 танков Duplex Drive 18-го гусарского полка в секторе «Суорд» на берег вышла 31 машина (хотя выход танков на илистый берег во всех секторах был затруднителен). Необходимо отметить, что половина танков DD вышло с первой волной пехоты.

Танки DD канадского 10-го танкового полка высаживались в британском секторе «Джуно» на участке «Нан». В связи с волнением на море они намного позже подразделений пехоты вышли на берег, и огневые точки противника не смогли подавить вовремя. Танки DD, входящие в 6-ой канадский полк действовали несколько удачнее на участке данного сектора. Однако даже несмотря на потери, генерал Эйзенхауэр о плавающих танках писал: «Вряд ли штурмовым войскам удалось бы закрепиться на побережье без поддержки данного оружия».

Танки DD в Европе применялись в марте 1944 года при форсировании Рейна. По опыту испытаний, а также боевого применения, было внесено ряд усовершенствований. По требованиям войск в комплектах DD Mk I усилили верхнюю раму, добавили самозапирающиеся шарниры для внутренних распорок, высоту кожуха в кормовой и носовой частях увеличили. Воздушный баллон, предназначенный для накачки резиновых трубок, в комплекте Mk II заменили насосом. В конце 1944 года 120 таких комплектов заказали для монтажа на имеющихся танках DD. Оборудование Duplex Drive также устанавливалось на более поздние модификации танка. Так, например, в конце 1945 года появилась модификация «Шермана» DD Mk III используемая британскими и американскими войсками. В число переделываемых попали танки имеющие подвеску типа HVSS и 76-миллимитровой пушкой (в британской армии танк носил название «Шерман» IIIAY). Был разработан и создан комплект 6-миллиметровых навесных бронещитков призванных защитить сложенный кожух от повреждений. Согласно различным источникам, в танки DD было переоборудовано от 573 до 693 танков «Шерман» (400 М4А4, 293 М4А2 и модификации «Файрфлай»). Американцы для танков М4 были разработаны собственные плавсредства, представлявшие собой сбрасываемые жесткие понтоны. Их применяли на островах Тихоокеанского

Идея разворачиваемого и быстро сворачиваемого кожуха плавучести применялась на некоторых послевоенных танках и бронемашинах: складной кожух можно увидеть на американских воздушно-десантном «Шеридан», БРМ М3 «Брэдли» и БМП М2, на шведском танке STRV-103В, на британских БТР «Спартан» и плавающем танке FV101 «Скорпион». Англичане устанавливали его на танк «Центурион» и «Виккерс» Mk 1, который позднее был принят в Индии как «Виджаянта».

По материалам:
Источник 1
Источник 2
Источник 3

 
Дата публикации: 24.03.2022

Комментарии (0)