В связи с изменением алгоритма кодирования пароля, всем пользователям необходимо сменить пароль через форму воcстановления
Восстановление пароля
Межрегиональная общественная организация
Военно-техническое общество
+7 (495) 120-22-26
Регистрация

Тяжёлый танк Chrysler K

Тяжёлый танк Chrysler K

Американская промышленность в годы Второй мировой войны выпускала вполне неплохие образцы средних и легких танков. На их базе строились и не менее удачные самоходные установки. Единственной областью танкостроения, в которой американские инженеры потерпели неудачу, оказалась разработка тяжелых танков. Хотя Heavy Tank M6 даже был принят на вооружение, от его использования быстро отказались. Машина получилась слишком тяжелой и недостаточно подвижной, не вписываясь в американскую доктрину применения бронетанковой техники. Тем не менее, разработка своеобразных американских тяжелых танков не останавливалась, выдавая проекты вроде Chrysler K
Разгром Германии серьезно отразился на программе разработки американских тяжелых танков. Работа по программе T29/T30 несколько замедлилась, то же касается и самоходной установки T28, которая в тот момент официально именовалась сверхтяжелым танком. Тем не менее, работы продолжались, и уже вскоре появился новый стимул к их ускорению.

7 сентября 1945 года на параде Победы в Берлине были продемонстрированы новейшие советские тяжелые танки ИС-3. Они стали крайне неприятным сюрпризом для союзников. Имея ту же массу, что и ИС-2, новые танки обладали значительно лучшей защитой. Еще более неприятным сюрпризом стало то, что в Берлине прошли не единичные машины, а целая колонна из 52-х танков. В Челябинске к сентябрю 1945 года эти машины выпускались в количестве 250 танков в месяц.

Новый советский танк, показанный в Берлине, вызвал на Западе состояние если не паники, то уж точно серьезной обеспокоенности. Холодная война формально еще не началась, но предпосылки к конфликту между бывшими союзниками уже имелись. Неудивительно, что в самом начале ноября 1945 года вопрос о перспективных работах по тяжелым танкам в США снова был поднят. Совпало это с назначением на должность главы комиссии по выработке рекомендаций о модернизации армии весьма специфичной личности. Ею был генерал Стилуэлл (Joseph Warren Stilwell), известный также под прозвищем «Уксусный Джо». Во время войны он командовал войсками, сражавшимися в Бирме. Свое прозвище Стилуэлл получил за постоянные разногласия с союзниками по коалиции и крайне специфичному отношению к собственным солдатам. У «Уксусного Джо» имелся богатый опыт боевых действий. Но на тех фронтах, где он воевал, использование танков было весьма ограниченным, да и японские танки – это совсем не немецкие.

Комиссия, которая получила неофициальное прозвище «Совет Стилуэлла», занималась сразу целым рядом направлений. Среди них оказалась и бронетанковая техника. Первоначально среди перечня перспективных программ значился и сверхтяжелый танк, но данное направление стало первым среди тех, которые оказались жертвами «Уксусного Джо». В перечне тем, которые 16 января 1946 года утвердила комиссия, сверхтяжелых танков не оказалось. Тактико-технические требования на подобные машины были убраны, поскольку перспектив не имели.



Вслед за ними в корзину отправились и истребители танков. Данное решение было принято по результатам изучения боевого опыта, согласно которым выходило, что лучшим средством борьбы с вражеским танком является сам танк. Самоходную артиллерию было решено развивать в виде гаубичных САУ и ЗСУ. Нишу специализированных истребителей танков отчасти занимали тяжелые танки, имевшие толстую броню и мощное вооружение.

Приоритетными в развитии тяжелых танков стала программы T29/T30 и ее производные. Тем не менее, работы шли и по другим перспективным направлением. Одним из них стал проект, присланный на рассмотрение 14 мая 1946 года. Разработчиком машины являлось танковое подразделение Chrysler Corporation. Разработка, получившая обозначение Chrysler K, частично опиралась на требования к тяжелым танкам, которые обсуждались на протяжении 1945 – 1946 годов.

Несмотря на то, что боевая масса как проектных, так и реальных танков тяжелого класса варьировалась в пределах 70–75 коротких (63,5 – 68 метрических) тонн, некоторые специалисты склонялись к мысли ограничить ее 60 короткими (54,5 метрическими) тоннами. Именно такую планку установили для себя инженеры Chrysler Corporation. Удержать массу в таких пределах было не просто, особенно с учетом того, что требования к защите ужесточились. Неудивительно, что проект тяжелого танка у конструкторов Chrysler получился крайне неординарным.

Первое, что бросается в глаза – это схема расположения боевого отделения. Его разместили в кормовой части корпуса. Это позволило заметно сократить общую длину танка, которая на считанные дюймы превышала длину танка M26 Pershing. Гораздо интереснее то, что отделение управления в этом танке конструкторы просто «упразднили». Механик-водитель вместе с остальными тремя членами экипажа располагался в башне.

Подобная система появилась не на пустом месте: впервые возможность управления из башни получил Medium Tank T23. Благодаря электротрансмиссии, им можно было управлять и из башни, и снаружи, используя специальный пульт. В дальнейшем от подобной системы отказались, но специалисты Chrysler явно прорабатывали управление из башни не только как резервное. Судя по всему, проводились и практические опыты в данном направлении, которые показали вполне удовлетворительные результаты.

Перенос отделения управления в башню позволил рациональнее разместить агрегаты моторно-трансмиссионной группы. Как и в случае с T23, на Chrysler K предполагалось использовать электрическую трансмиссию. Размещалась она, как и ведущие колеса, в лобовой части танка. Приводить в движение танк предполагалось при помощи некоего двигателя мощностью 1200 лошадиных сил. Предполагаемые динамические характеристики машины неизвестны, но при удельной мощности 20 л.с. на тонну подвижность ожидалась даже выше, чем у M26 Pershing. Общее построение ходовой части в целом было схожим с T29/T30, как и количество опорных катков, при этом ширина трака выросла с 711 до 762 мм. Существенная разница наблюдалась в расположении ведущих колес, еще одним отличием стал отказ от поддерживающих катков. Такая схема была характерной для немецкой школы танкостроения позднего военного периода.

Несвойственными для американской школы оказались и корпус с башней. В отличие от других американских тяжелых танков того периода, имевших корпуса с литыми лобовыми деталями, у Chrysler K корпус предполагалось делать сварным. Рациональные углы наклона получили не только лобовые листы корпуса, но и борта. Более рациональное использование внутреннего пространства позволило существенно нарастить броню. По проекту толщина лобового листа составляла 178 мм, а бортов 76 мм. Такой толстой лобовой брони не имел ни один американский танк (если не считать САУ T28/T95). Аналогичную толщину брони получила и башня, имевшая необычную для американского танкостроения полусферичесую форму

Основное вооружение Chrysler K было вполне типичным для американских тяжелых танков того периода. Прорабатывалось три варианта орудий – калибров 105, 120 и 155 мм. Инженеры Chrysler взяли самый легкий вариант – 105-мм орудие T5E1, которое устанавливалось на тяжелые танки M6A2E1, Т29 и T28/T95. Отчасти это связано с тем, что количество заряжающих сократилось до одного. Усложнение работы заряжающего планировалось частично компенсировать при помощи концентрического размещения боекомплекта.

 

Гораздо более интересным было вспомогательное вооружение танка. Американские военные еще с конца 30-х испытывали слабость по отношению к курсовым пулеметам. Целые батареи курсовых пулеметов красовались в корпусах как легких, так и средних танков. На Chrysler K эту идею воплотили на новом техническом уровне. Два пулемета Browning M1919A4 находились в лобовой части корпуса, а по углам кормовой части корпуса устанавливались турели с крупнокалиберными пулеметами Browning M2HB. Для ведения огня из этих пулеметов на танк предполагалось установить систему дистанционного управления компании General Electric. Представляла она собой адаптированный вариант системы, которая применялась на бомбардировщиках Boeing B-29. С учетом того, что ведение огня из обычных курсовых пулеметов по трассерам можно назвать прицельным с весьма значительной долей условности, эффективность новой системы управления огнем могла оказаться как минимум не хуже.



Судьба у Chrysler K оказалась несчастливой. С 1946 года продолжалось постепенное урезание финансирования военных программ, коснулось оно и танков. Достаточно сказать, что количество заказанных еще в марте 1945 года тяжелых танков T29 к 1947 году сократилось с 1200 до 8. В этих условиях проект Chrysler Corporation, который требовал серьезных вложений в разработку ряда систем, включая электрическую трансмиссию, силовую установку и систему управлений огнем, оказался не у дел.

Кроме того, по итогам испытаний американские военные остановили свой выбор на 120-мм орудии T53, которое было слишком большим для Chrysler K. По этой причине работы над танком дошли лишь до стадии макета и технического проекта. «Уксусный Джо» ненадолго пережил проект Chrysler Corporation: генерал Стилуэлл умер 12 октября 1946 года.

Несмотря на такой печальный финал, проект Chrysler K оставил свой след в американском танкостроении. В 1948 году тамошние военные пришли к выводу, что боевую массу тяжелых танков надо ограничивать на уровне 58–60 коротких (52,5 – 54,5 метрических) тонн. Далее и эта планка продолжила снижаться, и концепция тяжелого танка с высокой подвижностью оказалась приоритетной. Кроме того, с 1952 года начали появляться проекты танков, в том числе тяжелых, в которых также предусматривалось размещение всех членов экипажа в башнях. Ни один из них так и не вышел за рамки эскизных проектов и моделей, тем не менее, идея продолжала витать в воздухе. И в июле 1967 года на испытания вышел основной боевой танк MBT-70, в котором, наконец, была реализована идея с размещением всего экипажа в башне.

 

По материалам:
Источник 1

Дата публикации: 27.06.2022

Комментарии (0)